Российский Книжный Союз
Site works with financial support
the Federal Agency for Press and Mass Communications
РУ EN

About

The Russian Book Union is a non-governmental, non-profit organisation founded in 2001 which unites leading Russian publishers, book distributors, printers, libraries and representatives of the paper industry; those in the fields of culture, science and education; and a number of writers’ organisations and associations for a total of over 1,500 book-industry entities. Sergey Stepashin is the union’s permanent president.

The tasks of supporting and developing the reading and book culture have always been and still remain a priority for the union. Our main task is to reignite a genuine interest in reading, especially among young people. Since 2015 (the “Year of Literature” in Russia), we have seen positive trends in the development of the book industry, reading by the younger generation, and growth in the number of active book readers.

The union cooperates with the State Duma, the Federation Council, the Civic Chamber of the Russian Federation, state ministries and other governmental bodies of Russia on a number of matters, advancing initiatives in legislation, the development of international relations and the support of creative writing. A number of coordination and cooperation agreements have been signed with the following agencies and organisations: Ministry of Telecom and Mass Communications, Ministry of Internal Affairs, Ministry of Culture, Ministry of Foreign Affairs, Ministry of Education and Science, Federal Agency for the Commonwealth of Independent States, Compatriots Living Abroad and International Humanitarian Cooperation (Rossotrudnichestvo), St. Petersburg Government, Moscow Region Government, Government of the Republic of Dagestan, Arkhangelsk Region Government and Moscow Patriarchy of the Russian Orthodox Church.

Thanks to the union, the industry had the VAT on books related to education, science and culture reduced in 2001 to 10%, and this is still in effect. In 2006, the union developed the first National Program for the Support and Promotion of Reading in the Russian Federation. However, despite Vladimir Putin's instructions, following the 2013 Russian Literary Assembly, the program was not granted state-level status. Continuing to strive for this status is one of the union’s top priorities.

The union participates in the All-Russia People’s Front and is one of the founders of the Russian Historical Society (RHS). With the RHS, the union established the Clio Prize for History and Literature, which was awarded for the first time to Daniil Granin for his novel My Lieutenant.

Since 2006, the union has worked with the Government of St. Petersburg (along with the backing of the Federal Agency for Press and Mass Communications) in organising the annual St. Petersburg International Book Salon. The union is also a permanent participant in the Moscow International Book Fair. It organises Russia’s participation in international book exhibitions in Astana, Belgrade, Bratislava, Havana, Minsk, Beijing, Seoul, Istanbul, Tehran and Helsinki. The union has also helped with the organisation of events in London, New York, and other cities.

Based on Russian Presidential Decree No. 426, dated 12 June 2014, entitled On the Arrangement of the Year of Literature in the Russian Federation, the Year of Literature Organising Committee and the Russian Federal Agency for Press and Mass Communications commissioned the union to organise key events and be the chief administrator of 92 Year of Literature events, including the Books of Russia Festival held at Red Square, the 10th Saint Petersburg International Book Fair, the “Cultural Map of Russia. Literature. Reading” program, the “Most Well-read Region of Russia” national competition (the winner of which was granted Russian Literature Flagship status) and many others.

Based on Russian Presidential Decree No. 619, dated 21 December 2017, entitled On Perpetuating the Memory of D. A. Granin and Celebrating the 100th Anniversary of His Birth, and in order to implement the related program of major events approved by the Russian government, the union organised and conducted a cultural marathon named All the Faces of Granin. The marathon was a mobile exhibition consisting of displays and interactive areas: a cinema hall, library, video booth and discussion forum. It was held with great success in the Kursk, Volgograd, Pskov and Kaliningrad regions as well as in Moscow and St. Petersburg.

Over the years, the union has established 16 branches in various regions of Russia from Kaliningrad to Siberia. Over the past three and a half years, the union has significantly stepped up its work in these regions: 21 agreements on coordination and cooperation have been signed with the heads of constituent entities of the Russian Federation, and 21 interagency work groups have been established. Most importantly, 21 regional reading-support programs have been developed with financial support raised by the union, and 24 regional book forums have been held. In total, more than 80 reading-based events have been held, and over 12,000 ads were used to promote reading in 16 regions of the country. The union, with its structure now completely developed, is actively working in 36 regions.

Another major event of the union was the "Commonwealth Readers Assembly", held in September 2019 with the support of the Interstate Fund for Humanitarian Cooperation of the CIS Member States and the Association of Book Distributors of Independent States. More than 400 participants from 17 countries gathered for the event at the site of another organiser, a branch of Moscow Polytechnic.

The union conducts public reviews of printed and e-schoolbooks and textbooks in order to recommend their inclusion or non-inclusion on the Federal List of Schoolbooks. Such books produced by publishers in Moscow and around 25 other Russian cities have been reviewed by the union, including books in the Bashkir, Chechen, Tatar, Udmurt and Yakut languages.

Now the union is focused on legislation, the fight against book piracy, the promotion of reading and the development of book distribution.

On 17 October 2019, at a meeting of the General Assembly of the International Association of Book Publishers, which was held within the framework of the Frankfurt International Book Fair, the union was elected a member of the International Publishers Association (IPA).

On 5 December 2019, the union held its 10th congressional meeting, where the results of 18 years of work were summed up and new goals were set.

  • «Интернет-голосование»

    В этом году в борьбу за почетное звание вступают 26 претендентов в 2-х номинациях: «Лучший магазин общего профиля» и «Лучший специализированный книжный магазин (включая интернет-магазины)».

    Может быть, именно Ваш голос станет решающим в выборе лучшего! По итогам интернет-голосования магазины, набравшие наибольшее количество голосов, будут награждены специальным дипломом.

    Интернет-голосование продлится до 19 октября. Приглашаем Вас принять участие в интернет-голосовании и желаем победы самым достойным книжным магазинам города Москвы!

    Приступить к голосованию
  • «Интернет-голосование»

    Номинация:

    «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»

  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    ООО "Вестник"
    ООО "Вестник"
    Б.Серпуховская дом 12/11 стр. 2
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Dodo MagicBookRoom
    Dodo MagicBookRoom
    Ул. Мясницкая, д. 7/2
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Книги и чудеса MagicBookRoom (Dodo)
    Книги и чудеса MagicBookRoom (Dodo)
    Ул. Дольская, д. 1, визит-центр музея-заповедника «Царицыно»
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Московский дом книги (Объединенный центр "МДК")
    Московский дом книги (Объединенный центр "МДК")
    ул.Новый Арбат, д.8
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Новый книжный Кузьминки
    Новый книжный Кузьминки
    Волгоградский проспект, 78/1
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Дом книги на Войковской (ГУП "МДК)
    Дом книги на Войковской (ГУП "МДК)
    Ленинградское шоссе, д.13, к.1
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Дом книги Новый (ГУП "МДК")
    Дом книги Новый (ГУП "МДК")
    Шоссе Энтузиастов д.24/43
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Дом книги в Орехово (ГУП "МДК")
    Дом книги в Орехово (ГУП "МДК")
    Каширское шоссе, 88\26, стр.2
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Дом книги на Преображенке
    Дом книги на Преображенке
    Преображенский вал, 16
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Читай-город Отрадное
    Читай-город Отрадное
    Улица Декабристов, 12
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Читай-город Южная
    Читай-город Южная
    Улица Кировоградская, 9 кор.4
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Республика в ГУМ
    Республика в ГУМ
    м. Площадь Революции, ул. Красная Площадь, 3 (ТД ГУМ, 3-й этаж 3-й линии)
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Республика в Центральном Детском Магазине на Лубянке
    Республика в Центральном Детском Магазине на Лубянке
    м. Лубянка, Театральный пр-д, 5, стр. 1 (Центральный Детский Магазин на Лубянке, 5-й этаж)
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Республика в БЦ «Метрополис»
    Республика в БЦ «Метрополис»
    м. Войковская, Ленинградское ш., 16А, корп. 2 (БЦ «Метрополис»)
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Республика на Серпуховской
    Республика на Серпуховской
    м. Серпуховская, Стремянный пер., 38
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Республика на Тверской
    Республика на Тверской
    м. Маяковская, ул. 1-я Тверская-Ямская, 10
  • «Интернет-голосование»

    Номинация:

    «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»

  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    БукВышка
    БукВышка
    Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    Гиперион
    Гиперион
    Хохловский переулок, дом 7-9, строение 3
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    Детский книжный магазинчик «Я люблю читать»
    Детский книжный магазинчик «Я люблю читать»
    Ул. Покровка, 11
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    Дом иностранной книги
    Дом иностранной книги
    Кузнецкий Мост, 18/7
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    МОРКНИГА
    МОРКНИГА
    125464, Москва, Пятницкое шоссе, д.7, корп.1
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    Школа Семи Гномов на Первомайской
    Школа Семи Гномов на Первомайской
    Москва, 7-я Парковая ул., д. 3/9
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    Школа Семи Гномов в ТРЦ Принц Плаза
    Школа Семи Гномов в ТРЦ Принц Плаза
    ул. Профсоюзная, д. 129А, 4-й этаж, пав. № 410
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    Белые Облака на Покровке
    Белые Облака на Покровке
    ул. Покровка, дом 4
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    ООО «ОЗОН»
    ООО «ОЗОН»
    Вятская, 27, стр. 16
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    ООО «Книга.ру»
    ООО «Книга.ру»

Российский Книжный Союз
Сайт функционирует при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
РУ EN

О нас

Российский книжный союз, основанный в 2001 году, является негосударственной и некоммерческой организацией, объединяющей ведущих отечественных издателей, распространителей книжной продукции, полиграфистов, представителей культурного, научного, образовательного и библиотечного сообществ, бумажной отрасли, в том числе ряд писательских организаций и ассоциаций; всего более 1500 субъектов книжной отрасли. Бессменным Президентом Союза является Сергей Вадимович Степашин.

Задачи поддержки и развития чтения, книжной культуры всегда были и остаются приоритетными для Российского книжного союза. Основная задача, которую мы ставим перед собой – возвращение подлинного интереса к чтению, особенно у молодёжи. С 2015 года (Года литературы в России) мы видим положительную динамику развития книжной индустрии, приобщения подрастающего поколения к чтению, тенденцию роста активных читателей книг.

По ряду вопросов Российский книжный союз взаимодействует с Государственной Думой, Советом Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской Федерации, выступая с инициативами в сфере законодательства, развития международных связей, поддержки литературного творчества. Подписан ряд соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с Министерством связи и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел, Министерством культуры, Министерством иностранных дел, Министерством образования и науки (ныне Министерством просвещения), Россотрудничеством, Правительством Санкт-Петербурга, Правительством Московской области, Правительством Республики Дагестан, Правительством Архангельской области, Московской Патриархией Русской Православной Церкви.

В 2001 году благодаря РКС отрасль получила сниженную льготу НДС на книги, связанные с образованием, наукой и культурой – 10%, которая действует и сейчас. В 2006 Союз разработал первую Национальную программу поддержки и развития чтения в стране. Несмотря на поручения Владимира Путина, по итогам Российского литературного собрания 2013 года, эта программа так и не получила государственный статус. И работа над приданием этого статуса программе остается одной из приоритетных задач для РКС.

Союз присоединился к Общероссийскому народному фронту, выступил одним из учредителей Российского исторического общества (РИО). В дальнейшем совместно с РИО РКС учредил историко-литературную премию «Клио», первым обладателем которой стал писатель Даниил Александрович Гранин за роман «Мой лейтенант».

С 2006 года Российский книжный союз совместно с Правительством Санкт-Петербурга при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям является соорганизатором ежегодной выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский международный книжный салон». Союз является постоянным участником Московской международной книжной выставки, организует участие России в международных книжных выставках: в Астане, Белграде, Братиславе, Гаване, Лейпциге, Минске, Пекине, Сеуле, Стамбуле, Тегеране, Хельсинки. Союз принимал участие в организации программ мероприятий в Лондоне, Нью-Йорке и других странах.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.06.2014 № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы» и по поручению Оргкомитета Года литературы и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российский книжный союз организовывал ключевые мероприятия в рамках Года литературы и выступал основным оператором Года литературы в России по 92 мероприятиям. Среди них первый книжный фестиваль «Красная площадь», Х Санкт-Петербургский международный книжный салон, проект «Культурная карта России. Литература. Чтение», Всероссийский конкурс «Самый читающий регион России» с присвоением победителю статуса «Литературный флагман России» и многие другие.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 619 «Об увековечении памяти Д.А. Гранина и праздновании 100-летия со дня его рождения» и с целью реализации Плана основных мероприятий, утвержденного Правительством Российской Федерации, Российский книжный союз разработал и провёл культурологический марафон «Все грани Гранина». Марафон представлял собой мобильную выставку, состоящую из выставочных и интерактивных зон – кинозал, библиотека, видеокабинка и дискуссионный клуб и с большим успехом прошёл в Курской, Волгоградской, Псковской, Калининградской областях, в Москве и Санкт-Петербурге.

За время существования Союза было открыто 16 филиалов в российских регионах от Калининграда до Сибири. За последние три с половиной года РКС серьезно активизировал свою работу в регионах: подписано 21 соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с руководителями субъектов Российской Федерации, создана 21 межведомственная рабочая группа. И, что очень важно, разработана 21 региональная программа поддержки чтения с её финансовым обеспечением, проведено 24 региональных книжных форума. Всего же было проведено более 80 мероприятий в поддержку чтения, для социальной рекламы чтения было задействовано более 12 000 рекламных носителей в 16 субъектах страны. На сегодняшний день создана и активно работает структура РКС в 36 регионах.

Ещё одним из больших проектов для РКС стала «Читательская ассамблея Содружества», которая состоялась в сентябре 2019 года при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ и Ассоциации книгораспространителей независимых государств. На площадке ещё одного из организаторов – отраслевого российского вуза «Московского Политеха» – собралось более 400 участников из 17 стран.

Союз проводит общественную экспертизу печатных и электронных форм учебников и учебных пособий для их рекомендации в Федеральный перечень учебников. Общественную экспертизу в РКС прошли не только московские, но и региональные издательства почти из 25 городов России. В том числе на национальных языках: башкирском, татарском, удмуртском, чеченском и якутском.

Сейчас в работе Союза ставятся акценты на законотворческую деятельность, борьбу с книжным пиратством, продвижение чтения, книги и развитие книгораспространения.

17 октября 2019 года на заседании генеральной ассамблеи Международной ассоциации книгоиздателей, которая прошла в рамках Франкфуртской международной книжной ярмарки, Российский книжный союз избран членом Международной ассоциации издателей (IPA).

5 декабря 2019 года Союз провёл юбилейный X Съезд, где были подведены итоги 18-летней работы и поставлены новые цели.

  • «Интернет-голосование»

    В этом году в борьбу за почетное звание вступают 26 претендентов в 2-х номинациях: «Лучший магазин общего профиля» и «Лучший специализированный книжный магазин (включая интернет-магазины)».

    Может быть, именно Ваш голос станет решающим в выборе лучшего! По итогам интернет-голосования магазины, набравшие наибольшее количество голосов, будут награждены специальным дипломом.

    Интернет-голосование продлится до 19 октября. Приглашаем Вас принять участие в интернет-голосовании и желаем победы самым достойным книжным магазинам города Москвы!

    Приступить к голосованию
  • «Интернет-голосование»

    Номинация:

    «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»

  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    ООО "Вестник"
    ООО "Вестник"
    Б.Серпуховская дом 12/11 стр. 2
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Dodo MagicBookRoom
    Dodo MagicBookRoom
    Ул. Мясницкая, д. 7/2
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Книги и чудеса MagicBookRoom (Dodo)
    Книги и чудеса MagicBookRoom (Dodo)
    Ул. Дольская, д. 1, визит-центр музея-заповедника «Царицыно»
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Московский дом книги (Объединенный центр "МДК")
    Московский дом книги (Объединенный центр "МДК")
    ул.Новый Арбат, д.8
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Новый книжный Кузьминки
    Новый книжный Кузьминки
    Волгоградский проспект, 78/1
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Дом книги на Войковской (ГУП "МДК)
    Дом книги на Войковской (ГУП "МДК)
    Ленинградское шоссе, д.13, к.1
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Дом книги Новый (ГУП "МДК")
    Дом книги Новый (ГУП "МДК")
    Шоссе Энтузиастов д.24/43
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Дом книги в Орехово (ГУП "МДК")
    Дом книги в Орехово (ГУП "МДК")
    Каширское шоссе, 88\26, стр.2
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Дом книги на Преображенке
    Дом книги на Преображенке
    Преображенский вал, 16
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Читай-город Отрадное
    Читай-город Отрадное
    Улица Декабристов, 12
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Читай-город Южная
    Читай-город Южная
    Улица Кировоградская, 9 кор.4
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Республика в ГУМ
    Республика в ГУМ
    м. Площадь Революции, ул. Красная Площадь, 3 (ТД ГУМ, 3-й этаж 3-й линии)
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Республика в Центральном Детском Магазине на Лубянке
    Республика в Центральном Детском Магазине на Лубянке
    м. Лубянка, Театральный пр-д, 5, стр. 1 (Центральный Детский Магазин на Лубянке, 5-й этаж)
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Республика в БЦ «Метрополис»
    Республика в БЦ «Метрополис»
    м. Войковская, Ленинградское ш., 16А, корп. 2 (БЦ «Метрополис»)
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Республика на Серпуховской
    Республика на Серпуховской
    м. Серпуховская, Стремянный пер., 38
  • «Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»
    Республика на Тверской
    Республика на Тверской
    м. Маяковская, ул. 1-я Тверская-Ямская, 10
  • «Интернет-голосование»

    Номинация:

    «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»

  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    БукВышка
    БукВышка
    Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    Гиперион
    Гиперион
    Хохловский переулок, дом 7-9, строение 3
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    Детский книжный магазинчик «Я люблю читать»
    Детский книжный магазинчик «Я люблю читать»
    Ул. Покровка, 11
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    Дом иностранной книги
    Дом иностранной книги
    Кузнецкий Мост, 18/7
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    МОРКНИГА
    МОРКНИГА
    125464, Москва, Пятницкое шоссе, д.7, корп.1
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    Школа Семи Гномов на Первомайской
    Школа Семи Гномов на Первомайской
    Москва, 7-я Парковая ул., д. 3/9
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    Школа Семи Гномов в ТРЦ Принц Плаза
    Школа Семи Гномов в ТРЦ Принц Плаза
    ул. Профсоюзная, д. 129А, 4-й этаж, пав. № 410
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    Белые Облака на Покровке
    Белые Облака на Покровке
    ул. Покровка, дом 4
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    ООО «ОЗОН»
    ООО «ОЗОН»
    Вятская, 27, стр. 16
  • «Лучший специализированный книжный магазин Москвы»
    ООО «Книга.ру»
    ООО «Книга.ру»